От меня сбежала последняя... "Аэлита"
Иногда натыкаешься на интересное переосмысление старых идей, как, например, в этой игре -
Эту игру можно назвать симулятором ходьбы или выживания, так как геймплей в ней простой. Это смесь платформера и квеста. Это некое путешествие по чужой планете в поисках ключей от тайны пустынной планеты и её недавних обитателей.
В начале игры, с Земли в путешествие в один конец отправляется космический корабль с тремя астронавтами, и приблизительно через пятнадцать лет полета экипажа во сне, его спускаемая капсула терпит крушение при спуске на планету-цель.
Почему герой решился на полет, немного раскрывается в окончании игры.
И вот герой один-одинёшенек стоит возле своего корабля. И всё, играй игрок дальше.
А "Безжизненная планета" оказалась-то не такой уж безжизненной. Герой, похожий в своем скафандре на болванчика, видит цепочку следов и идет по ней. Жаль, что нельзя увидеть выражение ужаса, надежды и ошеломления на его лице, это было бы интересным, жизненным впечатлением.
Пробравшись через ущелья предгорий, он первым делом он встречает брошенную кем-то книгу под названием "Аэлита", потом видит ряд столбов, уходящий вдаль, и неожиданно для себя приходит в поселок, построенный на одном из плато. Он видит ряд заграждений, полузасыпанные деревянные домики, красный флаг над ними и какую-то странную постройку, смахивающую на то ли на церковь с Дикого Запада, то ли мельницу.Мы читаем подобранную записку, и узнаем, что здесь успела побывать научная экспедиция из Советского союза в поисках источника уникальной энергии, что должно помочь догнать и перегнать Америку.
Но советские коммунисты-ученые все же не такие уж атеисты, раз ставят православные кресты. Однако, наличия явной "клюквы" в игре не обнаружено, кроме наличия в записках самовара, Чебурашки и что-то там ещё, что можно принять за попытку внести "советский" или русский дух в игру.
Эх... что вы делаете с нами, девушки... На что вы нас толкаете...
Потом герой идя по следам, постоянно вдалеке видит фигуру таинственной девушки. И следует за ней куда-то, даже не зная куда.
Эта девушка, каким-то чудом выжившая в жестоких условиях, будет предупреждать героя об опасностях планеты, и научит его выживать.
Потом герой сам спасет её и откроет ей путь к... (спойлер).
В конце концов, открыв тайну сгинувшей научной экспедиции из Советского Союза, а затем и самой планеты, герой игры приходит к счастливому финалу. Ура. (Здесь не хочу спойлерить).
Игровые головоломки не слишком сложны и логичны, но заставят игрока потрудиться. Одни из них связаны с прыжками со скалы на скалу или на другие встреченные объекты, или с перетаскиванием камней, и использованием природных явлений, вроде струй гейзеров.
Для решения других, связанных с задействованием или включением оставшихся артефактов другой цивилизации, потребуется подобранная в одном из полуразрушенных зданий роботизированная рука-манипулятор, также перенос неких светящихся камней. Мне кажется, что эта "рука" как-то не соответствует уровню технологий советской научной экспедиции, ну, ладно.
Физика прыжков местами меня ставила в тупик, и, прыгая, я не мог попасть на нужное место. Вроде бы использование игрового движка Юнити не дает таких промахов, значит, я такой косой. А может пониженная гравитация планеты мешает понять, как прыгать, прицелиться. Но физика в игре очень интересная.
Для прыжков герой использует встроенный в скафандр ракетный ранец. Он имеет два режима работы: разового толчка, что можно применить в высшей точке прыжка, и продвинутый режим долгой неоднократной работы, что помогает герою прыгать выше и дальше. Для повышения эффективности работы реактивного ранца необходимо найти дополнительные баллоны. Но, увы, запас топлива кончается после прохождения сложного места, а может по истечении определенного времени. И герою снова приходится прыгать в упрощенном режиме.
Герой проходит через разнообразные, порядка двадцати, локации; пустынные ущелья, горные скалы, мертвый лес, долина гейзеров и поле лавы, подземелья научных лабораторий и естественных пещер, постройки советской экспедиции.
Достоинства и недостатки игры
Игра не лишена недостатков, помимо не слишком ясной графики и некоторого повтора окружения, это некоторая вторичность элементов.Понятно, что для инди-проекта суперграфика и не нужна, графика нормальная, но если бы графика была более приятной, можно было дольше поглазеть на красоты чужеземного окружения.
1) Я не заметил в игре больших багов, лишь иногда попав в тупик между скалами, застревал в текстурах.
2) В игре есть интересная история, навеянная… об этом чуть попозже.
3) Локации в игре можно отнести как к достоинствам, так и к недостаткам.
Недостатком можно посчитать их маловариативность прохождения. И потом, главные локации не связаны плавно между собой в единый мир, что выглядело бы лучше.
Но этот недостаток окупается интересностью самих локаций, это достоинство игры.
Правда есть невидимые стены, да и путь по локациям линеен, но в паре мест все же пришлось подумать и порыскать в поисках пути. Но для такой небольшой игры этого достаточно.
Любовное внимание к окружению было видно в локации "Горячие источники и лава", мне она больше понравились. Красочно выписаны вулканы, и почему это так, начинаешь понимать, когда узнаешь, что Дэвид Борд раньше был занят разработкой симулятора вулкана для какой-то правительственной организации.
А вот для чего нужен поиск минералов по закоулкам локаций, я не совсем понял. Зачем он? Просто ради ачивки? Или просто ради развлечения игрока? Ведь локации довольно пустынные.
Ачивки интересные, ради них стоит пройти игру ещё раз.
4) Поиск запасов кислорода вставлен как-то неудобно, порой этот поиск раздражает. Бегаешь-бегаешь часами по локациям, и вдруг тебе нужен кислород, хотя этот как-то успокаивает после прыжков и решения задач.
5) В игре есть смена времени суток, что вносит разнообразие в геймплей. Тем более в темноте встречаешь странные ловушки.
А в конце игры меняется и сама планета. Мне это понравилось, нечасто в таких играх встретишь такое изменение.Самым главным недостатком игры можно посчитать некоторую вторичность идей.
В конце игры, когда я прыгал по островкам, мне пришло стойкое дежа-вю из первого Халф лайфа. Прыжки по скалам, ну это встречалось не раз во множестве игр. Вирус, занесенный с Земли и погубивший местную флору-фауну? Где-то это уже было.
Странные порталы, оставшиеся от пропавшей цивилизации, взяты из пары квестов. Их открытие попахивает головоломками из Портала, а приём с галлюцинациями героя, не раз начинающимися, немного надоедает.
Раскрытие истории через прочтение дневников мы уже видели в Биошоке. Необходимость заметок героя тоже вторична.
Эмоциональная и литературно-кинематографическая часть обзора
Насчет игр, которыми вдохновлялся Дэвид Борд; Ни в Лимбо, ни в Jorney я не играл, ничего сказать о похожести Lifeless Planet на эти игры сказать не могу. Может быть, данная игра и похожа на них. Мне игра больше напомнила некоторые фильмы, так как её геймплей простой.
Саундтрек игры странноватый, немного заунывный, под стать окружению. Мне кажется, что музыка в духе синтезаторных композиций звучала бы в игре более органично. Как это было в советском фильме "Планета бурь" Павла Клушанцева.
Но голоса членов советской экспедиции и мистическая русская (или советская) девушка Аэлита были специально озвучены русскими актерами. За что надо сказать спасибо разработчику, это одно из достоинств игры.
Переосмысление книги Алексея Толстого Аэлиты мне понравилось. Смесь идеи из 20-х годов и антуража начала космической эры понравится любителям научной фантастики. Но никакой революционности, просто может капиталистическая ностальгия по временам холодной войны, когда в Америке боялись безумных советских ученых с их военными разработками, а простые американцы переживали за результаты космической гонки с Союзом.
Она даже на меня не смотрела... но чего-то хотела... чего же?
В сюжет игры примешивается нечто из Соляриса, герою кажется, что он наконец-то встретил когда-то потерянную жену, хотя и в самой "Аэлите" речь идет о любви советского инженера, кажется, по фамилии Лось, и инопланетянки. Правда в этой книге речь, в основном, шла о социальных переменах, и даже о революции на Марсе. Или есть что-то из Стругацких, скажем из "Града обреченного", "Второго нашествия марсиан"? "Малыша"? Ведь здесь тоже внезапно обнаруживается выживший член экспедиции, измененный под воздействием представителей другой цивилизации, или может не ими. И я не помню, в каком романе Стругацких шла о научном поселении на другой планете. "Далекая Радуга"?
Черт, почему же они мне вспомнились? Может быть, я просто решил показать свою эрудированность? Но я еще не идеален, потому что так и не посмотрел фильм "Козерог Один", всё забываю об этом диске.
Фильмы про Марс я не буду даже затрагивать, их целая куча. Я встречал упоминания об фильме или игре под названием "Готика Марса".
Более близким из советских фильмов мне показался "Планета Бурь", в нем тоже есть представительница другой цивилизации. Как видно из названия, речь в нем идет о Венере. Остальные советские фильмы не подходят под тему посещения других планет. Надо поискать экранизацию "Аэлиты". Говорят, недавно вышел какой-то фильм про путешествия Картера по Марсу, вот его я ещё тоже не смотрел.
Атмосфера таинственности в игре выдержана великолепна. Мрачная палитра, страшноватые и странные растения, охотящиеся на героя, только вот нет животных, на которых охотились раньше эти колючки. Разрушенные остатки каких-то сооружений, как советских научных, так и более ранних иноземных.
Выдержана и стандартная атмосфера коммунистического бытия. Стандартные щитовые домики, склады в духе советской Средней Азии, подземные бункеры. Эх… здесь Русью пахнет, здесь русская земля… о чем это я?
Трейлер игры
Небольшой вывод: Это не арт-хаус, но очень атмосферная игра. Это интересный авторский проект, разработанный энтузиастом и собравший деньги на Кикстартере, после чего вышедший в Стиме в июне этого года.
Можно ли отдать за эту игру 419 рублей? Для поклонника интересных авторских инди-игр можно, для желающего попробовать игру в олдскульном НФ-антураже, не требующей особого ломания пальцев, очень даже можно. Для желающих великолепной графики и проработанного сюжета и открытого мира, не стоит, для них эта цена будет непосильна для их натруженного пукана.
В последних строках своего отзыва об игре, хочу сказать Спасибо Vakh'e, теперь можно поискать другую, именно новую, игру.